Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках и в проектах: пленарная дискуссия направления «Церковь и образование»

16 января в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ППРО) пленарной дискуссией открылся второй день работы направления «Церковь и образование» XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений.

Модератором дискуссии выступил Андрей Бардаков, член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, заведующий лабораторией «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» КК ИПК и ППРО. Перед началом дискуссии Андрей Васильевич преподнёс список иконы «Троица» Андрея Рублёва главному специалисту Отдела общего образования Министерства образования Красноярского края Любови Череповой.

— Думаю, всем знакома икона Андрея Рублёва «Троица». Андрей Рублёв сделал то, чего никто не мог сделать до него и не смогли превзойти после: он замысел Бога о человеке, концентрат богословия вложил в цвета, линии оттенки. «Богословие в красках» называют эту икону. У нас был семинар об этой иконе, и это было потрясающе, потому что каждый выступающий раскрывал какую-то свою грань этого творения. Говорили искусствоведы, говорили культурологи, говорили священники, богословы, и каждый показывал, как здесь всё вплетено, встроено, представлено. Этот образ — это, в некотором смысле, точка культурологического схождения светской системы образования и религии. «Троица» Андре Рублёва находится в Третьяковской галерее, и даже самое поверхностное знакомство с ней открывает богатство православной культуры, — сказал Андрей Бардаков.

Первый пленарный доклад на тему: «Участие общественных организаций Гражданской ассамблеи в формировании стратегии по воспитанию в Красноярском крае» представила председатель палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Светлана Бордукова. Светлана Николаевна рассказала об организациях, входящих в палату просветительских и образовательных организаций, и основных направлениях работы палаты. Среди них — предложения для улучшения закона об образовании в Красноярском крае, разработка программ реализации Стратегии развития воспитания в РФ, участие в организации красноярской Общественно-педагогической конференции, других площадок дискуссии и обмена опытом.

О современных подходах к преподаванию Основ православной культуры в контексте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России рассказал советник Генерального директора издательства «Русское слово» Александр Алексеев. Духовное воспитание не может быть ограничено только уроками «Основ религиозных культур и светской этики», эта работа должна быть системной, — отметил Александр Петрович. Среди задач этой работы он выделил раскрытие духовных основ отечественной культуры, установление личных связей ученика с религиозной культурой воспитание патриотических чувств и увлечение творческой деятельностью.

Проект учебно-методического медиакомплекта «Православие на Енисее», реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов, представил сотрудник Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» Юрий Пасхальский. После демонстрации видеороликов проекта и рабочей версии сборника вспомогательных методических материалов состоялся краткий обмен мнениями с участниками заседания.

Заведующая отделом методического обеспечения и инновационной деятельности библиотек Красноярской краевой детской библиотеки Екатерина Иванова рассказала о посвященных Великой Отечественной войне книгах, которые читают современные подростки. Кроме того, Екатерина Вячеславовна предложила участникам помощь с подбором книг для занятий по Великой Отечественной войне и проведении мероприятий.

О проектах и программах, направленных на развитие практик духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, рассказала директор Красноярского института развития духовно-нравственной культуры Елена Пригодич, — в частности, о проектах, реализуемых при участии института. Среди них и презентованный ранее проект «Православие на Енисее», и реализованный при поддержке конкурса малых грантов «Мы говорим по-русски!» проект «Развитие практик интеграции ценностного содержания предмета ОДНКНР в преподавание словесности», и другие. Материалы реализуемых проектов публикуются на сайте Института, — отметила Елена Григорьевна.

Завершил пленарную дискуссию доклад «Ресурсы туристско-краеведческой деятельности в патриотическом воспитании подрастающего поколения Красноярского края» заместителя директора Красноярского краевого центра туризма и краеведения Татьяны Белинской. Она выделила роль школьных музеев, которые не только могут непосредственно служить площадкой для мероприятий по патриотическому воспитанию, но уже самим своим присутствием в школьной среде формируют культуру внимания и уважения к истории. Кроме того, в межшкольных масштабах центром туризма и краеведения проводятся фестивали и конкурсы, посвященные изучению истории и патриотическому воспитанию. Татьяна Викторовна также отметила большое значение мониторинга получаемых результатов (в том числе для развития критического мышления самих школьников) и поделилась примерами используемых анкет.