В 2022 году прямая трансляция торжественного открытия межрегиональной научно-практической конференции — XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений — состоялась на платформе Zoom, видеохостинге Youtube и страницах Красноярской епархии в социальных сетях 20 января.
В связи с эпидемической обстановкой в этом году конференция уже во второй раз проходит в смешанном формате, объединив очные и сетевые формы взаимодействия участников. Тема XXII Чтений — «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». В этом году география участников Чтений включает Красноярский край, Ульяновскую область, города Санкт-Петербург и Москву и даже Соединённые Штаты Америки.
Торжественное открытие и пленарное заседание началось приветственным словом ведущего, руководителя исполнительной дирекции Чтений — члена Общественной палаты Красноярского края, директора Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, кандидата философских наук Андрея Бардакова. Андрей Васильевич кратко рассказал о задачах форума и повестке дня. Затем участникам конференции был представлен видеоролик, подготовленный медиацентром Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Красноярской епархии, посвящённый тому, как современные условия повлияли на наше восприятие вечных духовно-нравственных вопросов.
Далее к участникам обратились председатель оргкомитета Чтений митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон и губернатор Красноярского края Александр Усс, после чего началась пленарная часть XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений.
Вниманию гостей и участников Чтений представили четыре выступления. Первый доклад на тему «„Секулярное“ и „постсекулярное“: социокультурная динамика и современное знание» — заведующей кафедрой философии Юридического института Красноярского государственного аграрного университета, доктора философских наук, профессора Инны Николаевны Кругловой.
В докладе Инна Николаевна представила понятие «секулярное» в наши дни как исторический термин и модель, описывающую современную культуру. Она проследила исторический путь «секулярности» от средства борьбы с суевериями до отрицания всего религиозного. Мир, по словам Инны Николаевны, прошёл путь от механической картины мира, отрицающей духовное, до современного индивидуального поиска поиска веры.
— Пройдя в том числе и эпоху воинственного атеизма, мы обнаруживаем, что Церковь всё равно никуда не пропала. Религия успешно встроилась в современную социальную структуру общества и даже способствует обновлению проекта модерна, оставаясь очень важной на микроуровне существования общества, дифференцируясь в особенные незаменимые ценности, — подчеркнула Инна Круглова.
Пленарное заседание продолжилось докладом «Единство науки и религии в деятельности святителя Луки (хирурга В. Ф. Войно-Ясенецкого) в красноярский период (1941–1944)», представленным кандидатом экономических наук, магистром теологии Семёном Валериевичем Кожевниковым.
В своём докладе Семён Валерьевич раскрыл особенности врачебной и духовной практики святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого) и показал, как вера помогала ему во врачевании:
— Признанный научно-медицинский талант Войно-Ясенецкого даже явными атеистами не мыслился в отрыве от его религиозных убеждений. Именно этот синтез позволил ему достичь таких успехов в медицине, которые опережали своё время и были востребованы врачами, раненными и больными. Сформулированные Валентином Феликсовичем научные выводы, изложенные в монографиях, статьях и на госпитальных конференциях, определили вектор движения работы военно-тыловых хирургов всей страны.
Далее заседание продолжила директор Государственного архива Красноярского края Ольга Робертовна Сордия с выступлением на тему: «Возрождение учреждений Русской Православной Церкви Красноярского края в 1940–1950 годах».
В докладе Ольга Робертовна представил взгляд на проблему секуляризма через драму отношений Церкви и советского государства с конца 1920-х по начало 1960-х. На этом пути были свои взлёты и падения: террор и запустение в Православии 1920-1930-х годов сменила военная оттепель. Стране в самый тяжёлый для неё миг нужна была духовная поддержка. И на короткое десятилетие храмы вновь открывали двери, перестав быть сараями и мрачными памятниками победе большевиков. Однако вскоре после победы в Великой Отечественной войне, когда государству снова понадобилась «монополия на духовное», гонения возобновились. Ольга Робертовна закончила своё выступление печальной исторической статистикой:
— На 1 января 1949 года [в Красноярском крае] действовало 17 церквей, в 1950-е их было 16. Но уже на 1 января 1961 года их стало 15, а на 1 января 1962 года уже 13. В Красноярском крае после войны начинается активная антирелигиозная компания.
Последним в пленарном заседании XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений сталa доклад кандидата филологических наук, доцента кафедры мировой литературы и методики её преподавания Филологического факультета, председателя редакционно-издательского совета Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева Татьяны Николаевны Садыриной. Она рассказала о том, какое было «представление о смерти и бессмертии в литературе советского времени».
Татьяна Николаевна постаралась раскрыть суть советского культурного проекта. Оказалось, что он поразительно схож с богословскими исканиями. Обоснование существования Рая и бессмертия человека — в этом их общая догматика. Однако советская власть отсекла путь духовного поиска и стремилась достичь цели исключительно материальными средствами. Подводя итог доклада, Татьяна Садырина подчеркнула:
— Хочется бессмертия и поэту Маяковскому, и всем на Земле, поэтому его в советское время пытались воплотить в материалистическом плане через строчки, портреты, названия домов и пароходов. Память о погибших в Советском Союзе становится эквивалентом бессмертия, ведущим мотивом литературы.
Пленарное заседание продолжили приветственные слова правящих архиереев епархий Красноярской митрополии: епископа Норильского и Туруханского Агафангела и епископа Енисейского и Лесосибирского Игнатия.
Напомним, что ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая трансляцию Открытия и пленарного заседания Чтений, можно найти в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.
Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнёва, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».