20 января в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края и на платформе Zoom прошла секция «Программа воспитания в условиях профессионального образования» направления «Церковь и образование» XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».
В помещении библиотеки модератором секции стала заместитель директора АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры» Елена Пригодич, онлайн в модерировании площадки приняла участие преподаватель Красноярского педагогического колледжа № 1 им. М. Горького Юлия Костюченко. Техническое обеспечение работы онлайн и трансляции секции осуществлялось силами краевой научной библиотеки.
Большинство докладчиков секции — преподаватели средних специальных учебных заведений Красноярского края; кроме того, в секции приняли участие настоятель Храма во имя святой мученицы Татианы при Красноярском государственном аграрном университете иерей Антоний Гарманов и директор Духовно-просветительского центра «Наследие» Дивногорска Ирен Коше. Большинство участников работали дистанционно.
О работе секции в разрезе нескольких последних лет, интересных докладах и выводах рассказала Елена Пригодич:
— Эта секция у нас собирается не первый год, и это одни и те же люди. Они развиваются, они поступают в аспирантуру, они работают со студентами, потому опыт, который они предъявляют, дорого стоит, действительно важен и интересен. Сейчас у нас уже идёт проблематизация, потому что мы друг друга знаем и обсуждаем всё. Но, кроме этого, мы обсуждали как нам расширить нашу компанию, и нашли ряд решений. По содержанию интересный доклад был у отца Антония Гарманова о формировании ценностей.
Мы обсуждали типы ценностей, чем отличаются ценности нравственные и духовные. Мы понимаем, что в классе сидят ребята, у которых разные представления о ценностях, и какой должен быть уровень у учителя, чтобы он мог помочь ребятам обсуждать важные вопросы с разных позиций. И вот эта тема организации обсуждения среди учащихся поднималась практически в каждом выступлении. Предлагались, например, интереснейшие архивные документы — студенческие заявления и записки 1920-х годов, которые помогают ребятам научиться раскрывать другого человека, понимать его.
О проблемах антикоррупционного воспитания говорил Григорий Сергеевич Бухарин, аспирант Красноярского государственного педагогического университета. Ребята должны задуматься — где коррупционный след в работе педагога? Ведь даже простая коробка конфет — это коррупционный след. И как вести себя с педагогом, понимая неискренность этого? А что, если это искренне? Это важная тема в профобразовании, пока только поставлен вопрос.
Были сообщения про ОРКСЭ, про развитие личностных качеств через обучение преподаванию этого предмета. Нам важно, что эти студенты, которых сейчас учат преподаванию ОРКСЭ, будут завтра выступать у нас на Чтениях. Чтения — это и площадка для студентов, и мастерская учителя ОРКСЭ.
Были учителя из Лесосибирска, которые показали, как через классические литературные произведения показать нравственный выбор человека — в чём он состоит, как он появляется? Важно, что ребят это «цепляет», что они обсуждают эти темы, становятся рационально и нравственно умны. Другой интересный пример — вовлечение учащихся в профессию через классное руководство и коллективное творческое дело, после обучения по такой методике уйти из профессии практически невозможно.
Напомним, что ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая трансляцию Открытия и пленарного заседания Чтений, можно найти в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.
Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнёва, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».