Миссионерство в Сибири и сибиряки-миссионеры, жизнь Церкви и судьба храмов в 1920–1950-х годах: на краевых Рождественских чтениях состоялась историческая секция

21 января в Государственной универсальной научной библиотеке состоялась работа секции «Церковь и история Приенисейской Сибири» одноимённого направления XXI Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

В качестве руководителя секцию провела кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории исторического факультета, член учёного и научного советов Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева Людмила Мезит.

— Количество участников в этом году не слишком большое, но качество докладов, как всегда, радует. Приятно, что озвучивается широкий спектр тем, также приятно, что участниками секции становятся представители духовенства, — рассказала Людмила Эдгаровна в комментарии для сайта kerpc.ru.

Участники события представили целый ряд интересных докладов, раскрывающих многие аспекты церковной жизни в Енисейской губернии и Красноярском крае в разные временные периоды.

Так, штатный священник красноярского Успенского мужского монастыря иеромонах Фёодор (Кузнецов) рассказал об опыте миссионерской деятельности РПЦ в Сибири во второй половине XIX — начале XX веков. Рассказ священника, в частности, коснулся жизни и деятельности архимандрита Макария (Глухарёва) — православного миссионера, прославившегося своим жертвенным служением на ниве христианизации народов Сибири в первой половине XIX века.

— Деятельность миссионеров на Алтае, в частности — работу архимандрита Макария, можно назвать едва ли не идеальным примером культурного воздействия русских миссионеров на жителей окраин Российской империи, — подчеркнул отец Феодор.

О другом знаменитом миссионере, нашем земляке — митрополите Иннокентии (Фигуровском) — слушателям рассказал студент Санкт-Петербургской Духовной Академии Аким Кочергин. Аким Романович рассказал о нелёгком труде священнослужителя в деле распространения православной веры в Китае.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Гуманитарного института Сибирского федерального университета Анна Дворецкая представила доклад «Репрессии 1920–1930-х гг. в воспоминаниях верующих Приенисейской Сибири». Также о судьбе Церкви и храмов в Енисейской епархии в 1920–1950-х годах рассказала кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Красноярского государственного аграрного университета Мария Сентябова.

Интерес участников также вызвало сообщение кандидата технических наук, доцента кафедры автомобильных дорог и городских сооружений Инженерно-строительного института Сибирского федерального университета Татьяны Гавриленко «Дорога на Терехтюль (в Михайловку) — 300 лет истории». В своём докладе Татьяна Валентиновна рассказала о дороге, которая вела в ныне исчезнувшие деревни Емельяновского района: Михайловку, Алексеевку, Петропавловку, Черемшанку и Богословку, и о том, как выглядела эта территория триста лет назад — по описанной в 1722 году научной экспедиции Даниила Готлиба Мессершмидта по территории современных Красноярского края и Республики Хакасия.

Напомним, ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая прошедшую, можно в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Общества русской словесности, Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».