16 января, на открытии XXIII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в Конгресс-холле Сибирского федерального университета, с докладом о взаимодействии системы образования и Русской Православной Церкви в условиях глобальных вызовов современности выступил кандидат философских наук, член Общественной палаты Красноярского края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии, руководитель исполнительной дирекции Чтений Андрей Бардаков.
— Отличительной чертой современности становится невероятная скорость изменений, наличие противоречивых тенденций, сложность в оперативности и достоверности исследований. Современное состояние, помимо явных достижений, несёт массу глобальных вызовов, затрагивающих духовный мир отдельного человека и общества в целом. Это отмечают как зарубежные, так и отечественные исследователи, — отмечает Андрей Бардаков.
Руководитель исполнительной дирекции Чтений рассказал, что современный мир стал текучим: обостряются многие тенденции, особенно в детской и молодёжной среде, появляются новые формы гедонизма, а мышление стало уже не «клиповым», а «кликовым» — еще менее способным к освоению крупных блоков информации, творчеству и развитию. Кроме того, как уточняет докладчик, процессы последних десятилетий демонстрируют особою остроту поиска, сохранения и укрепления личной и коллективной национально-культурной идентичности, в которых религиозная самоидентификация играет достаточно заметную роль.
—Защита и возрождение национально-культурной идентичности в значительной степени основаны на исторически укорененных сакрализованных и собственно религиозных моделях личного и социального бытия.
На национально-государственном уровне естественным фундаментом ответа на негативные процессы современности является поворот к собственным историческим корням, национальным языкам, и в особой степени к традиционным культурообразующим религиям. От фундаментальных теоретических трудов Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма до современных взрывных, но мало известных широкой публики работ — например, Джона Милбанка «Теология и социальная теория по ту сторону секулярного разума», Дэвида Бентли Харта «Красота бесконечности. Эстетика христианской истины», работ доктора философских наук, профессора Валентина Валентиновича Яковлева, например: «Христианская философия чуда: идеи Томаса Гоббса и Джона Локка», религия выступает значимым фактором человеческого существования, его развития.
Как отмечала в своем пленарном докладе на прошлых Чтениях доктор философских наук, профессор, Инна Круглова: «Основной парадокс гуманизма в том, что своей задачей противостоять религии он опирается на мощь моральных кодексов этическую силу которых создает именно религия. Только опираясь на успехи науки можно было успешно противостоять религиозным концептам, особенно связанным с мироустройством, однако эти успехи были подготовлены не только 1000-летним трудом монахов и деятелей церкви, но изначальной установкой христианства на раскалдовывание мира, его освобождение от идолопоклонства и магии».
Подлинное христианство и подлинная наука не являются противниками, — уточняет Андрей Бардаков.
Директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии уверенно отмечает, что сегодня мы являемся свидетелями удивительных процессов — теология возвращается систему знаний гуманитарных наук, как самостоятельный дискурс, научно изучающий предельные основания бытия. Так, в 2015 году, в нашей стране Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки утвердила паспорт научной специальности «Теология». Нельзя приуменьшить роль Русской Православной Церкви в России: в Конституции явно прослеживается, что Церковь является союзником для Государства в создании условий по духовному, нравственному и интеллектуальному развитию граждан, а ряд статей Конституции именно гарантируют свободу совести, свободу вероисповедания, обозначают религиозный фактор как значимую часть действительности и будущего. «Характерной особенностью российской культуры является ее историческая связь с православием», ссылается на слова доктора философских наук, профессора, советского и российского религиоведа, социолога религии, социального философа, Заслуженного деятеля науки РФ М. П. Мчедлова, Андрей Бардаков.
— Русская Православная Церковь на протяжении всей истории российского государства играла важнейшую роль не только в духовно-нравственной сфере, но и в становлении и укреплении самого института государственности: год Крещения Руси — год цивилизационного выбор Руси; святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, создают славянскую азбуку для передачи священных текстов; первой на Руси точно датированной печатной книгой становится «Апостол» изданный Иваном Федоровым; Православие оказало и оказывает влияние на развитие архитектуры, литературы, искусства, музыки, живописи, искания смысла жизни, формирования любви к Отечеству. В современности же, Церковь помогает формировать более глубокое чувство к Отечеству, не вынужденный «патриотизм», а искреннюю и осознанную любовь к Родине, — рассказал Андрей Бардаков.
Далее руководитель исполнительной дирекции Чтений делает акцент на интеграции религиозной культуры в светское образование, на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на том, что представление религии как мировоззренческого феномена и влиянии на воспитание граждан находит свое отражение в стратегических документах России, законах, образовательных стандартах, рекомендациях созданных на их основе. Упоминая Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего среднего общего образования, Андрей Бардаков напоминает, что на каждой ступени Стандарт обеспечивает множество направлений, многие являются сквозными, прямо или косвенно связанных с ценностно-смысловым полем религиозных культур, например «формирование российской гражданской идентичности обучающихся». Таким образом, все разделы Стандартов содержат потенциальные направления, точки, места взаимодействия с православной культурой, Церковью как положительным субъектом в обучении и воспитании.
— Сферы обязательного взаимодействия Церкви и образования, в рамках программы воспитательной работы («приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы», «развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие» и так далее) обнаруживаются прежде всего в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР. Но и большинство учебных предметов изучаемых на всех ступенях образования содержат направления взаимодействия.Такое взаимодействие может помочь в достижении предметных результатов, так подробно описанных в Стандартах. По итогу, мы получаем портрет выпускника школы, как результат пройденных ступеней образования за все годы обучения: любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни и другое. Минимальных религиоведческих знаний достаточно чтобы увидеть ресурс обращения к основам православной культуры в каждом пункте личностных характеристик выпускника. Суть остается прежней — образовательный стандарт, как основа, содержит возможности намного более широкого и интенсивного взаимодействия Церкви и системы образования, чем есть на практике, — отмечает Андрей Васильевич.
Продолжая доклад, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии уточняет, что необходима поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей, противодействие деструктивным религиозным течениям. Тут, мы берём во внимание Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» — он еще сильнее высветил возможность и необходимость сотрудничества системы образования и традиционных религий. В Указе дано определение ценностей, представлен их внятный перечень, вновь подчеркнуто — особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию. Андрей Бардаков рассказал о структурах, развивающих такое взаимодействие: Архиерейский образовательный центр Красноярской епархии Русской Православной Церкви; Лаборатория «Организация и методика формирования духовно-нравственной культуры» Красноярского краевого института повышения квалификации. Среди некоммерческих организаций, тесно сотрудничающих с Русской Православной Церковью: Красноярская региональная общественная организация духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка»; Центр духовной культуры «Касьяновский дом»; Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры». Как примеры соработничества Церкви и системы образования, обращения к религиозным культурам, в рамках действующих нормативных документов приводятся мероприятия, конкурсы, которые проводят последние 12 лет на территории Красноярского края: Межрегиональная научно-практическая конференция Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения; Красноярский краевой Пасхальный фестиваль искусств и благотворительности; Красноярский краевой фестиваль духовной культуры «Покровские встречи»; Межрегиональная общественно-педагогическая конференция; фотоконкурсы «Рождество в Сибири», «Пасха в Сибири», региональный этам «Красота Божьего мира» и многое другое.
— Отмечу ежегодные конкурсы, которые открыты для педагогов и учащихся образовательных организаций. Также этапы данных конкурсов или подобные им могут быть организованы на уровне муниципалитета или в общеобразовательной организации. И не стоит забывать про Грантовый конкурс «Православная инициатива», в рамках которого рассматриваются заявки по основным проектным направлениям: образование и воспитание, культура, информационная деятельность. Со стороны церковных структур возможны консультации, экспертная, информационная, методическая поддержка, сотрудничество в различных иных формах, оформляемое договорами или письмами поддержки для участия в конкурсе.
Конкурсы имеют духовно-нравственную и гражданско-патриотическую направленность, стимулируют творческую активность учителей и учащихся, носят культурологический характер, — рассказал Андрей Бардаков.
В завершение доклада было упомянуто о медиакомплектах, размещённых сайте www.krasdnk.ru, разработанных в последние 5 лет, основой которых стали короткие, яркие, динамичные, содержательные видеоролики и методические рекомендации. Медиакомплекты были успешно апробированы, получили экспертные рекомендации к использованию в качестве региональных ресурсов предметов гуманитарного цикла, развития практик воспитания.
— Благодарим министерство образования Красноярского края за вклад в развитие взаимодействия системы образования и Русской Православной Церкви в нашем регионе, благодарим за поддержку, высокую оценку и рекомендацию к использованию вышеназванных медиакомплектов, за четкую, взвешенную позицию, высказанную в частности в докладе уважаемой Светланы Ивановны на Августовском педагогическом совете и в докладе Татьяны Алексеевны Гридасовой во время работы конференция «Гражданское образование в информационный век». Современные условия и вызовы, научные разработки, стратегические документы страны, нормативно-правовые акты, образовательные стандарты и положительный опыт — свидетельствуют о возможности и даже необходимости, при взаимном уважении, на основе светского характера образования развивать взаимодействие системы образования и Русской Православной Церкви. В каких формах, объемах и какие плоды это принесёт — полностью зависит от наших совместных усилий.
Приглашаем к совместной работе, поиску, дискуссии, — завершил своё выступление руководитель исполнительной дирекции Чтений.