На Рождественских чтениях обсудили будущее духовно-нравственного воспитания школьников в рамках ОДНКНР

19 января в красноярском Архиерейском доме и на площадке Zoom прошла заключительная на этот день секция направления «Церковь и образование» XXII Красноярских краевых Рождественских образовательных чтений «Предметная область „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ (ОДНКНР): практики реализации».

Возглавила работу секции заместитель директора АНО ДПО «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры» Елена Пригодич и соучредитель и член правления региональной общественной организации Красноярского края «Творческий союз учителей», руководитель Палаты просветительских и образовательных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Светлана Бордукова. Среди докладчиков — преимущественно педагоги и представители администрации школ Красноярска и Красноярского края.

Основной темой секции стала методика работы с детьми в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Проблематика секции связана с тем, что у многих педагогов до сих пор нет чёткого понимания как преподавать ОДНКНР. Участники секции предложили варианты программы обучения.

Работу открыла Елена Пригодич. Она кратко рассказала участникам и зрителям о достижениях в сфере духовного просвещения школьников края и обратила внимание на просветительские и образовательные проекты, реализованные при участии Красноярского института развития духовно-нравственной культуры. Наиболее успешными по словам Елены Григорьевны стали проекты «С чего начинается Родина?» (краевая грантовая программа «Партнёрство») и «Православие на Енисее» (при поддержке Фонда президентских грантов), которые сформировали основные установки, обозначили запрос, который педагогическое сообщество направляет методическим объединениям. ОДНКНР в крае уже получил чёткую характеристику, обзавёлся проблематикой. Дело лишь за формализацией испытанных стандартов в системе образования. При этом освоение предмета не должно останавливаться, напротив, методику преподавания следует углублять за счёт опыта преподавателей-лидеров, которые в том числе представили свои результаты на секции.

Учитель ОДНКНР, ИЗО и МХК из ачинской средней школы № 6 Юлия Ковтун рассказала о своём проекте «Земляки-сибиряки», и том, как он сделал преподавание «Основ духовно-нравственной культуры народов России» эффективней. В первую очередь, «Земляки-сибиряки» помогли выдержать баланс между общекультурным и краеведческим материалом; объединяющим их моментом стала, в частности, православная культура. В рамках проекта Юлия Анатольевна составила схематическую программу предмета. По ней дети должны идти от общего к частному — от России к краю, потом к городу и семье. При этом ребёнок не терял привычный контекст и мог спокойно чувствовать себя сибиряком в большой русской истории. Всё это достигалось за счёт постоянных отсылок к связи Сибири, её природы и людей с общей судьбой страны.

После учитель истории средней школы № 18 города Красноярска Анастасия Шабаева рассказала о применении технологии документально-методического комплекса в преподавании ОДНКНР. Анастасия Викторовна поделилась опытом использования разных источников информации на уроках. По её словам, разнообразие каналов информации позволяет максимально вовлечь ребёнка и не даёт ему заскучать. Особенно школьникам нравятся аудиоматериалы, портреты и другие иллюстрации, а также словари, которые раскрывают лингвистический аспект культуры.

Опыт вовлечения детей стал темой и следующего доклада. Учитель истории Гимназии № 13 «Академ» города Красноярска Екатерина Позднякова рассказала о возможностях использования пословиц, поговорок, притч на уроках ОДНКНР. Прежде всего, подчеркнула Екатерина Георгиевна, языковое наследие России не универсально, его нельзя использовать на всех уроках. Однако там, где нужно рассказать о духовных ценностях, труде и нравственности, слово незаменимо. С его помощью дети постигают не только культуру, но и учатся смысловому чтению, пониманию фразы целиком, в целом формируют в себе читательскую грамотность.

Затем учитель школы № 12 города Ачинска Полина Сопова выступила с докладом: «Рейтинговая система оценивания знаний и умений учащихся на уроках ОДНКНР». Полина Игоревна предложила свой метод оценки: прежде всего, по её мнению, каждый педагог должен понимать, кто оценивает (преподаватель, родители или другие ученики), что оценивается (письменная работа, ответы на уроке или специальный проект) и где фиксируется (журнал, аттестат). Ответив на эти вопросы, учитель может составить балльно-рейтинговую систему, которая сможет замотивировать учеников и не будет противоречить стандартам. Главным результатом при такой системе, подчеркнула Полина Сопова, становится не зачёт, а то, какого места ребёнок достиг в общем рейтинге класса.

О сегодняшних особенностях образовательного стандарта рассказала Светлана Бордукова в докладе «Воспитательный потенциал предметной области ОДНКНР» — ОДНКНР должен давать социально значимые знания, формировать социально значимые отношения, опыт участия в них в синтезе с изучением истории, культуры народа, семьи, малой родины.

Учитель истории и обществознания Гимназии № 48 города Норильска Лия Ахметзянова прочитала доклад: «Добро — главная ценность человека, его моральная святыня (в рамках проектной деятельности учащихся)». Добро, как базовую ценность, Лия Вадимовна представила в качестве примера. Как продвигать культуру добра в среде школьников? Прежде всего через понимание сути явления и практики. Освоив тему, дети начинают жить с ней — через волонтёрство, акции и флешмобы, который потом подвергаются рефлексии.

О другом проектном опыте рассказала Евгения Богучарская, учитель ОДНКНР средней общеобразовательной школы № 10 города Красноярска в докладе «Формирование семейных ценностей на уроках ОДНКНР: опыт реализации проекта „Почитай отца и мать“». Метод Евгении Владимировны строился на игре. Прежде всего ребёнка знакомили с традицией воспитания, формализованными правилами из глубины веков, и предлагали осмыслить их, попробовать переложить на современность. Затем ученики формулировали своё понимание семьи, обсуждая его в том числе с родителями. А после — приступали к творчеству. Ребятам предлагали составить собственные правила в семье, предварительно изложив, что им не нравится в нынешнем общении с родителями. То же предлагали сделать и родителям. После сверки ученикам предлагали почувствовать себя в роли родителя и попробовать применить свои правила в жизнь. В результате этой долгой игры ребёнок не только изучал историю и культуру, но и познавал себя и своих родных.

Завершающим докладом в секции стало сообщение о возможности совпадения светских и духовных ценностных категорий при изучении героических страниц истории России от учителя Гимназии № 10 г. Красноярска Марины Немцевой. Она рассказала, как осмысление искусства, — в её случае исторического мультфильма, — способствует духовному и интеллектуальному развитию детей. Достигается это через особую методику просмотра — мультфильм становится предметом анализа, материалом для ролевой игры, и словарём. Главное здесь, чтобы материал обладал исторической и культурологической ценностью, чтобы, как сказала Марина Владимировна, оставался «светлый след».

По окончании сессии Светлана Бордукова и Елена Пригодич поделились своими впечатлениями и наметили задачи на будущее:

— На федеральном уровне нет примерной программы, нет содержания, каких-то общих рабочих программ, на которые учитель-предметник может ориентироваться [в преподавании ОДНКНР], — отметила Светлана Николаевна. — Мы озвучиваем эти проблемы, предлагаем ресурсы на уровне края, на которые преподаватель может ориентироваться, не скатываясь в изучение язычества или краеведения. Чтобы решить эту проблему, нужно включить администрирование, потому что порой директора ставят на предмет непрофильных педагогов, нагружая, например, библиотекарей.

— ОДНКНР — это новая область. И есть такая проблема, что её преподают по шаблонам от других предметов. Это всё новое, ненаполненное, но обязательное. Мы сегодня не договорили об этом, но ведь сейчас год народов России. И, например, на уровне края, мы могли бы развить эту тему в виде проекта про освоение Сибири в рамках ОДНКНР. Также возникла тема оценивания. Если нет отметки, считается, что нет предмета. Чтобы оценки были введены предмет должен преподаваться минимум 64 часа. Пока найдено только 34. И мы хотели бы, чтобы часы эти нашли и появилась бы отметка в аттестате. А для этого надо определиться с содержанием предмета, — рассказала Елена Григорьевна.

Напомним, что ссылки на все трансляции и подробная информация о порядке участия в Чтениях опубликованы на сайте конференции в разделе «Программа». Прямые трансляции секций и их записи, включая трансляцию Открытия и пленарного заседания Чтений, можно найти в разделе «Трансляции», а также на сайте Красноярской епархии в разделе «Видео» и в социальных сетях.

Организаторы краевых Рождественских чтений — Красноярская митрополия Русской Православной Церкви при поддержке Управления общественных связей Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края, Главного управления образования администрации города Красноярска, Сибирского федерального университета, Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, Красноярского государственного аграрного университета, Сибирского государственного университета науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнёва, Дома дружбы народов Красноярского края, Красноярской региональной общественной организации духовно-нравственного возрождения Сибири «Ладанка», Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Музейно-просветительского центра духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом».